26.11.2008


Концепция развития любительского и спортивного рыболовства во Владимирской области

Общественная организация рыболовов-любителей «Живая вода» из Александровского района Владимирской области представляет свой взгляд на проблему передачи в пользование водоемов для организации на них любительской рыбалки. Предлагаемая обществом рыболовов концепция основана на собственном опыте борьбы за возможность не только ловить рыбу на «своих» водоемах, но и заботиться о них, проводить мероприятия по зарыблению и охране от браконьеров. Текст концепции направлен от имени общества Губернатору Владимирской области Н. В. Виноградову. Причины, по которым рыболовы из Александрова задумались о том, кому и с какой целью внутренние водоемы должны передаваться в пользование, понятны из письма, направенного ими главе Росрыболовства Андрею КРАЙНЕМУ.
 Редакция разделяет тревогу Александровских рыболовов по поводу ситуации с передачей в пользование внутренних водоемов, но при этом согласна далеко не со всеми положениями их позиции. Нам было бы очень интересно узнать мнения рыболовов и общественных объединений из других регионов по затронутым в данной публикации вопросам.

Редакция РР

I. Данная концепция подготовлена общественной организацией рыболовов-любителей Александровского района «Живая вода» в порядке реализации прав граждан и общественных объединений (ст. 3, п. 6 Водного кодекса РФ; ст. 2, п. 5 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») и основывается на следующих принципах, заложенных в этих законах:
1. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием (ст. 3, п. 2 Водного кодекса РФ).
2. Приоритет сохранения водных биоресурсов перед их использованием в качестве объекта права собственности и иных прав.
3. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты и организацию рыболовства.
4. Участие граждан, общественных объединений в охране водных объектов и водных биоресурсов. Органы государственной власти обязаны обеспечить указанное выше, в пунктах 3 и 4, участие граждан и общественных объединений в решении вопросов пользования водными объектами. Реализация предлагаемой концепции нацелена на соблюдение интересов большинства граждан то есть соответствует провозглашенной Президентом РФ политике государства.

II. Режим любительского и спортивного рыболовства
Предусмотреть в Правилах любительского и спортивного рыболовства на территории области три основных режима использования водоемов:
1. Водоемы общего пользования, где лов рыбы регламентируется «Правилами любительского рыболовства» и разрешается всем гражданам бесплатно или за плату, размер которой устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ.
2. Водоемы, переданные общественным объединениям рыболовов-любителей для занятий любительским и спортивным рыболовством, все затраты на содержание которых несут члены этих объединений.
Лов рыбы на этих водоемах регламентируется «Правилами любительского рыболовства» Право на бесплатную рыбалку предоставляется следующим категориям граждан:
- членам общества рыболовов, в пользовании которого находится водоем;
- членам других обществ рыболовов по взаимной договоренности в соответствии с договорами о сотрудничестве;
- государственным и общественным инспекторам рыбоохраны;
- детям до 16 лет;
- участникам войны 1941-1945 гг.;
- инвалидам 1-й и 2-й группы;
- другим категориям социально незащищенных граждан по решению местных органов власти.
Лов рыбы другими категориями граждан осуществляется за плату, размер которой устанавливается решением местных органов власти.
3. Водоемы, переданные в пользование по конкурсу для осуществления на их акватории и в прибрежной водоохранной зоне предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг в сфере любительского рыболовства. Лов рыбы и стоимость данных услуг на этих водоемах регламентируется пользователями водоемов в соответствии с законодательством РФ.
III. Критерии определения режима пользования водоемов области
1. К водоемам общего пользования могут быть отнесены большие озера, водохранилища, реки рыболовная нагрузка на которые не препятствует естественному воспроизводству в них рыбных запасов и на которых государство в лице соответствующих структурных подразделений по охране рыбных запасов и органов внутренних дел способно контролировать соблюдение правил любительского рыболовства.
2. Общественным объединениям рыболовов-любителей целесообразно передавать небольшие водоемы или участки рек, расположенные, как правило, на территории одного района области и традиционно, как говорится, испокон веков посещаемые рыболовами. Эти водоемы ввиду их территориальной близости к населенным пунктам в первую очередь страдают от браконьеров, которыми прежде всего являются местные жители. Побороть это явление возможно опять же только при участии местных жителей, членов общественного объединения рыболовов-любителей. Воспроизводство рыбных запасов на таких водоемах возможно лишь в определенных условиях, требующих охраны биоресурсов, проведения водно-мелиоративных мероприятий, регулирования рыболовства и размера пойманной рыбы.
3. Для целей предпринимательства целесообразно передавать небольшие, как правило, малопроточные или искусственно созданные в дополнение к уже существующим водоемы, хозяйственная деятельность на которых не нанесет экологического урона водным ресурсам области или района. Определение режима использования водоемов области должно проходить гласно, с учетом мнения и интересов большинства граждан, способствовать их единению и духовному росту, экологическому воспитанию и ответственности за судьбу нашей малой родины.
Правление ОРЛОА «Живая вода»

Председателю Комитета
по рыболовству РФ
Крайнему А.А.
Уважаемый Андрей Анатольевич!

Просим выразить свое отношение к разработанной нашей общественной организацией «Концепции развития любительского и спортивного рыболовства на территории Владимирской области», которая при необходимости может быть распространена и на другие субъекты РФ.

Действующий сегодня ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» чиновники всех уровней восприняли как возможность улучшить свое материальное положение, начав в массовом порядке раздавать водоемы для предпринимательской деятельности своим друзьям и знакомым и просто хорошим и богатым людям. Их не смущают положения ст. 2 ФЗ, расставляющие приоритеты в действии и применении данного закона.

Так, 4 февраля 2008 г., как следует из протокола комиссии Верхневолжского территориального управления Росрыболовства, в пользование бизнесменам сроком на 20 лет для предпринимательской деятельности под названием «Организация любительского и спортивного рыболовства» переданы следующие водоемы Костромской области:
1. Река Кубань, вверх от устья на 25 км: Лот № 13, победитель ИП Петрулевич Л.А.
2. Горьковское водохранилище реки Волга от 625-го по 641 км (!!!) со всеми заливами и устьями впадающих рек: Лот № 15, победитель ООО «Волгореченский рыбхоз».
3. Река Кешка, вверх от устья на 25 км: лот № 18, победитель ООО «Волгореченский рыбхоз».

Судьбу этих водоемов решили 5 человек:
Терпелюк Г.В. - председатель конкурсной комиссии;
Мазенок О.А. - зам. председателя конкурсной комиссии;
Усков И.В., Гвоздарев ДА., Красюкова Л.К. - члены комиссии.

И это, по всей видимости, только начало. Так, 6 марта 2008 года г-н Терпелюк Г.В. в интервью одной из местных газет заявил, что на водоемах Верхневолжского бассейна уже выделены 320 рыбопромысловых участка. Это означает, что более 50 водоемов в каждой из шести областей этого бассейна будут изъяты из сферы общественных интересов граждан - любителей рыбной ловли.

Где экологическое и экономическое обоснование такого решения, где участие граждан и общественных объединений в решении таких вопросов? Почему граждане должны нести никем не контролируемое бремя расходов по содержанию водоемов и администраций этих ИП и ООО? В тиши чьих кабинетов принимаются такие решения и как они корреспондируются с войной, объявленной коррупции? А главное, как Вы считаете, это делается в интересах большинства или меньшинства граждан, о которых говорится ежегодно в посланиях президента нашей страны?

Наша общественная организация на протяжении 5 лет добровольно за свой счет занимается охраной и зарыблением водоемов в Александровском районе Владимирской области. Ваши подчиненные, прекрасно зная о существовании нашей организации, не соизволили ни разу приехать и чем-либо помочь или поддержать. Наши просьбы о передаче в пользование родных нам с детских лет водоемов для занятий любительским и спортивным рыболовством остаются неуслышанными. Нас убеждают, что в соответствии с действующим законодательством водоемы нам могут быть переданы только по конкурсу. Но ведь конкурс проводится только в случае, если водоем передается в пользование для получения прибыли, т.е. для предпринимательской деятельности. Почему рыболовы, объединенные в общественные организации, сами не могут быть хозяевами своих водоемов и пользоваться ими? Общественная форма пользования больше соответствует экологии водоемов и социальному партнерству и единению граждан.

Изучите, пожалуйста, опыт европейских стран или хотя бы мнение своих сограждан, а не изобретайте в этом смысле более капиталистический велосипед - он нас может привести только к новой революции.

На основании вышесказанного убедительно просим Вас:
1) Своим решением отменить результаты всех конкурсов в подведомственных Вам территориальных управлениях, касающиеся внутренних водоемов, на которых осуществляется, как говорится, испокон веков любительское рыболовство, и приостановить этот процесс до тех пор, пока не будет обеспечено действительное (а не на бумаге) участие граждан и общественных объединений в этом вопросе.
2) Просим принять необходимые кадровые решения по фигурантам, нарушающим законодательство о рыболовстве.
Председатель правления ОРЛОА «Живая вода» В.М. ШАЛЬНОВ