15.10.2009


Новый водоем - это всегда поиск.

Поиск перспективных мест, донных рельефов, но главное - поиск подходов к местной рыбе, который часто приводит к пересмотру стереотипов. А это всегда очень интересно. Нас трое: Саша Дармограй, Эдик Климов и автор этих строк. Никто из нас до этого на Яузском водохранилище не был. Мы выехали из Москвы в ночь ** октября, на месте были еще потемну. Оба дня нашего пребывания на водоеме дул сильнейший восточный ветер, временами ураганный, наблюдались сильные скачки давления, периодически поливал дождь, и вдобавок ко всему было полнолуние.

Ненавязчивый сервис

К чему надо приготовиться рыбакам, которые захотят посетить эти места? Проблема первая: где оставить машину. Потому как в центре Стокгольма или, к примеру, Лондона стоянка точно будет дешевле. Подъездов к воде на водохранилище раз-два и обчелся. От того места, куда мы смогли проехать, до места, где предполагалось разбить базовый лагерь, примерно 4 км по воде. Но где оставить машину, чтоб она была под приглядом? Как только рассвело, стали осматривать окрестности. Вот паромная переправа, рядом множество машин, охраны никакой. Проехали дальше. Шлагбаум перед съездом к воде, забор, собаки. За забором какие-то допотопные вагончики, все гнилые и перекошенные. На одном надпись: «Гостиница», чуть ниже: «Обладатели охотничьих билетов обслуживаются по льготной цене». Выходит заспанный человек и озвучивает расценки: открыть шлагбаум, чтоб проехать к воде, 300 руб., один день парковки машины 500 руб. Подсчитываем: за 3 дня -1800 рублей. Да у нас все расходы на поездку меньше! Уходим «подумать». За шлагбаумом у воды стоит «Газель». Рыбаки едят тушенку прямо из почерневших от костра банок. «Как дела?» - «Плохо. Клюет судачок меньше 300 г, и то на живца. На спиннинг не реагирует». Ребята отдали 1000 рублей, чтобы проехать к воде и жить в машине. Советуют нам проехать еще дальше вдоль берега. «Чуть дальше» цены оказались чуть ниже: 300 рублей с машины за сутки. Деваться некуда, соглашаемся.

День первый

И вот, мы, наконец, в лодке, мотор урчит, сзади на привязи - грузовая лодка с вещами. Уже отчаливаем, когда к берегу подруливает моторка и довольный рыбак показывает нам свой улов. Все в шоке: один судачина килограммов на восемь , в пасти у него торчит подлещик на полкило, другой почти такой же и еще несколько поменьше. На вопрос «Где ловил?» скромно улыбается. Из секретов выдано только два: ночью и на живца. На джиг рыба почти не реагирует, да и волна на джиговых точках такая, что особо не половишь. Приезжаем на место под впечатлением от увиденного. Спешно ставим лагерь, завтракаем. Очень хочется на рыбалку!!

Пересекаем русло затопленной Яузы, и эхолот показывает резкий подъем на мель. Почти вертикальная бровка, на дисплее символы крупных рыб. Якоримся. Заброс вдоль свала, приманка медленно сползает-скатывается вниз с обрыва. Есть поклевка! Тащу! У лодки сход! Плохая примета - поклевка на первом забросе. И мы начинаем активно прореживать наши коробочки с приманками. Дно водоема сплошь завалено бревнами и корягами. Заброс, проводка - мертвый зацеп у всех троих одновременно. Обрываем шнуры, ругаемся - как без этого! - привязываем, снова обрываем и так далее. Если приманка успевает удариться о дно перед самым завалом, сразу следует поклевка, но судаки не засекаются. Очень низкая активность. Если задержался чуть на паузе - все, мертвый зацеп. Причем не спасают никакие хитрые противозацепные монтажи. На паузе приманка падает под бревно или наматывается на толстую корягу, и обрыв неизбежен. А проводка по чистому участку поклевок не приносит. Приманку надо подать под самый нос рыбе, прямо на стоянку, в укрытие.

Запоминаем места поклевок и перемещаемся дальше, наблюдая заодно за другими рыболовами. У всех, похоже, дела плохи. Да на такой волне об осмысленной проводке по рельефу, по четко намеченному маршруту и речи быть не может: ветер выдувает шнур просто гигантской петлей. Вместо «положенных» на таком водоеме 20-22 граммов приходится ставить 28-30. Нашли интересный рельеф в широкой части водоема. Видимо, копанные драгой ямы - уж больно резкие и короткие свалы с 3-5 на 12-14 метров, причем участков с такими ямами поблизости сразу несколько. На одной из ям большое скопление малька и символы рыб на дне. Удается удачно заякориться. С первого заброса у Эдика Климова поклевка. Ура! Первый судачок в лодке!

Рыбалка трудовая. С каждой подходящей точки только одна, максимум две поклевки. Принцип простой: находим интересный рельеф с большим количеством коряг на дне и обилием малька. Встаем, ловим. Через 20 минут перемещение. Хуже всего «якорному» - на сильном ветру и таком холоде руки быстро замерзают. Ближе к вечеру возвращаемся на найденные с утра коряжники. Снова дружно обрываем приманки. Счет уже пошел на десятки потерянных чебурашек и твистеров. Удивительно, на поролон нет поклевок вообще! Даже на «заговоренный» от Коломийца. Наконец у меня резкая поклевка, тащу судака наверх, как вдруг он во что-то упирается - видимо, в ствол дерева. Открываю дужку «Дайвы», ослабляю шнур в надежде, что рыба отойдет чуть в сторону. Вроде получилось. Тащу. Есть, судак в сачке! Уже потемну возвращаемся в лагерь. Первый день дал нам очень многое. Удалось вычислить по крайней мере три стоянки судака в коряжниках и время выхода из коряг на кормежку. По приманкам полной ясности еще не было, только некоторые предположения.

День второй

На точку встали только в 10:15 - сказалась усталость от ночного переезда и плотного первого дня. Температура воды 12,3 градуса, давление заметно ниже нормы и продолжает падать. Начался сильный дождь. Схема прежняя: четкая поклевка перед корягой, подсечка в ответ - и приманка намертво засаживается. Ячейки в коробочках продолжают стремительно пустеть. Забрасываем, проводим, отрываем, привязываем. Но, похоже, наши усилия вытягивают судаков из-под коряг: поклевки уже есть не только на выбросе, но и по всей длине проводки. Потом рыбы и вовсе начинают бить приманки прямо под лодкой. Скорее всего, судаки преследуют приманку до самой лодки а когда она поднимается наверх, остаются под лодкой и могут взять на следующей проводке. Поэтому перед подъемом приманки у самой лодки надо сделать большую паузу, а поднимать приманку медленно, особенно в самом начале: часто при изменении направления движения и следует поклевка. Уже под самый вечер был выход судака, и мы поймали еще несколько рыб, а потом у Дармограя прицепилось что-то непонятное, но очень большое. Саша сделал максимально дальний заброс в темноту, последовала мощнейшая потяжка, ответом на нее была хорошая подсечка. А дальше началось «перетягивание каната». Чтобы хоть чуть-чуть подтащить рыбу, просто не хватало мощности снасти. Пока наш приятель занимался физкультурой мы с Эдиком успели сделать по десятку забросов и поймали несколько судаков. Наконец Саша взмолился: «Не могу больше, спина отваливается!» Эдик взялся его сменить, но во время передачи спиннинга шнур прослаб, и рыба пошла на глубину. Остановить ее уже не получилось. В итоге шнур, вероятно, застрял в корягах, и его пришлось оборвать. За ужином обсудили происшествие и решили, что это был сом. Всю ночь Дармограй что-то бормотал во сне и вскрикивал. Мы прислушивались, но кроме «Ну и сомяра!», ничего не разобрали.

По снастям

Готовясь к рыбалке, мы прикидывали что раз не будет сильного течения, значит, ориентируемся на средние веса приманок. Эдик вообще приехал практически налегке - с Shimano Cardif с легким тестом. Пришлось отдать ему свой Norstream Dynamic до 50 г. Эдику он даже больше понравился, чем норстримовский Partner до 38 г, которым ловил Саша. Сам я ловил на SeaBass от Hearty Rise с тестом до 35 г длиной 8 футов. Спиннинг мне нравится: легкий, ручка короткая, из неопрена, но все же показалось, что такие коряги не совсем его стихия. По шнурам у нас осталось двойственное ощущение. С одной стороны, тонкий шнур легче прорезает воду и ветер, а значит, повышает чувствительность снасти. А с другой - толстый прочный шнур поможет в некоторых, правда редких, случаях спасти приманку, разогнув крючок или отломив ветку. Самый удачный вариант для этих условий оказался у Дармограя. Перед поездкой он купил многоволоконный шнур Line System Wax (Япония), на разрыв около 14 либров. Вот это шнурочек! На вид совсем тонкий, будто на лайтовую рыбалку собрались, а попробуй порви на зацепе! Лодка ходуном ходила, когда его обрывали. Поролон не работал вообще, на него даже поклевки не было. Лучше всего судак брал на твистеры длиной до 7 см с красным хвостом и на очень большие, 15-сантиметровые, желтые твистеры с активно играющим хвостом. На эту резину (пока она у нас не закончилась) поклевки были буквально на каждой проводке, причем брала рыба любых размеров, в том числе и совсем маленькие судачки. Важную роль в этих условиях играли и крючки. Когда чебурашка попадала в расщелину между бревнами или наматывалась на корягу, шансов спасти приманку не было. Но если цеплялись крючки, то можно было пробовать разогнуть. Шансов не было только у «Овнеров»: слишком уж они жесткие и прочные. А вот VMC и Eagle Claw разгибать удавалось. Меня поразили офсетники от «Игл Клоу». Эти крючки с грузиками-утяжелителями в средней части цевья лежали у меня в ящике без дела, пока я не решил их испытать. Я был уверен, что их судьба - тоже остаться в корягах, но оказалось совсем не так. Грузик на крючке так ориентирует приманку в воде, что при прохождении через корягу твистер опирается о препятствие изгибом крючка и зацепляется сравнительно редко. В случае же зацепа крючком приманку все равно удавалось спасти: крючок чуть разгибался под нагрузкой и освобождался. Вот бы никогда не подумал! На вид толстая проволока, а такая податливая! Пять баллов изобретателям этих офсетников! Когда я оценил их возможности, то стал ловить уже смелее и пару судаков безнаказанно извлек прямо из самого завала.

Доброе слово про ГИМС и не только

Нас поразила на этом водохранилище дисциплина на воде, что сразу бросается в глаза. Лодок довольно много, и на всех отчетливо написаны бортовые номера, а рыбаки все как один в ярких оранжевых жилетах. Впервые такое вижу! Из нескольких десятков встреченных нами на воде рыболовов все были в жилетах! Очевидно, что ГИМС на водоеме работает очень добросовестно. И еще: на воде мы не заметили характерного для других больших водоемов «моторного хамства» Никто ни разу не пролетел на полном газу вплотную к нашей лодке; наоборот, проезжая мимо, все закладывали большую дугу, чтобы не мешать рыбалке. Не заметили мы в лодках и подвыпивших людей (правила, кстати, это категорически запрещают вплоть до лишения прав). И совсем удивительно: на берегах чистота, мусора нигде нет, только в одном месте мы нашли два больших перевязанных пакета. В таких местах хочется не просто собрать за собой мусор на стоянке, но еще и подмести все начисто.

Брэковских сетей меньше, чем в других местах, но все-таки есть. На одной точке мы постоянно цепляли брошенную сеть, а когда подняли ее на борт и стали резать на куски, были поражены увиденным: среди полностью обглоданных скелетов крупных лещей торчал спиннинг Black Hole с катушкой и шнуром. Утопили снасть, видимо, давным-давно, ибо спиннинг был весь покрыт илом и ракушками, а катушка вообще представляла собой монолит из песка и глины А в целом мы считаем поездку очень удачной. Нам удалось найти рыбу и подход к ней даже в таких сложных, штормовых условиях. Удалось быстро почувствовать водоем и приспособиться к нему. И рыб поймали вполне достаточно, и удовольствие получили огромное. И от самой рыбалки, и от неброской тамошней природы.