22.04.2009

Профи и "эксперты": кому верить?
 

Настоящих профессионалов очень мало, но их мнению можно полностью доверять. Обычно они легко делятся своим практическим опытом, запас которого огромен При покупке снастей через интернет или через «товары почтой» нет никакого личного контакта между продавцом и покупателем. Поэтому как покупатель не может получить дополнительную информацию, так и продавец не имеет возможности повлиять на его выбор. Другое дело магазины. Здесь покупка напрямую зависит от результата общения покупателя и продавца. Чаще всего люди приходят в магазин с одним и тем же вопросом: нужна такая-то снасть, какую марку-модель посоветуете? Ответить на него сложно. Сразу возникает масса встречных вопросов: где покупатель собирается ловить, в каких условиях, какую рыбу, какими приманками? Завязывается диалог, после которого человек или покупает то, что хотел, или уходит искать снасть в другом месте. Результат такого общения во многом зависит от квалификации продавца, и именно здесь, по-моему, заключена главная проблема, возникающая у рыбаков при покупке снастей. Для очень многих мнение продавца в рыболовном магазине является чуть ли не истиной в последней инстанции. Однако слепо полагаться на его рекомендации было бы большой ошибкой. Подсознательно или сознательно мы исходим из того, что человек, продающий снасти, должен и сам быть хорошим рыболовом и его рекомендации основаны на личном опыте ловли. В идеале так и должно быть: именно собственный опыт определяет то, насколько правильный совет может дать продавец в каждом конкретном случае. Поэтому для того чтобы понять, можно ли доверять мнению продавца, необходимо определить, насколько он сам опытен в рыбалке. Чтобы разобраться в этом вопросе, попробуем разделить всех продавцов на несколько категорий.

Профи

Первая - самая малочисленная, не более 1-2 % от общего числа. Это профессионалы высшего разряда.
пыболовные снастиОни постоянно ловят рыбу и на практике проверяют все новые снасти и приманки. Это фанатики рыбалки. Как правило, они являются действующими спортсменами или только недавно оставили рыболовный спорт. Поговорить с таким продавцом - это лучший вариант. Человеку помогут разобраться в его ситуации, обсудят условия ловли, в результате подскажут, что именно может ему подойти не только из того, что есть в магазине, но вообще на нашем рынке. Однако надо быть готовым, что мнение профессионала окажется в резком противоречии с ожиданиями покупателя. Скажем, пришел человек покупать катушку, о которой прочитал в рекламе. Он уверен, что она лучшая из всех, копил на нее деньги а ему говорят, что катушка их не стоит и вообще ему не подходит. И все-таки рекомендациям профи стоит следовать. Надо учитывать, что, приобретая у такого продавца ту или иную снасть, вы получаете не просто товар, а часть идеологии этого рыболова. Пусть она не совпадает с общепризнанной - такие люди всегда подходят к рыбалке творчески это их мир. Настоящих профессионалов очень мало, но их мнению можно полностью доверять Обычно они легко делятся своим практическим опытом, запас которого огромен. Вторая категория чуть более многочисленная, но их тоже очень мало - максимум 5 процентов. Они увлечены рыбалкой, много времени проводят на водоемах, но рыбная ловля не является для них смыслом всей жизни, как у настоящих профи. Тем не менее это тоже очень знающие люди, которые готовы делиться своим немалым опытом. И у них тоже есть свое собственное мнение, которое может не совпадать с общепринятым.

Главное, что их отличает, это не стремление продать во что бы то ни стало, а прежде всего желание помочь другому рыболову с выбором. Как правило, эти люди не скрывают, что являются специалистами в каком-то одном виде рыбалки и хорошо знают именно его. Что касается других способов ловли, то они и тут могут дать дельный совет, но предупредят, что опираются не на свой личный опыт, а на информацию, полученную из других источников. Такой подход вполне оправдан один человек не может постоянно ловить и одинаково хорошо знать разные области рыбалки, скажем спиннинг и карповую ловлю. Учитывая это, желательно найти продавца, специализирующегося именно в той области, которая вас в данный момент интересует. Как правило, в хороших магазинах руководители стараются подобрать команду продавцов, являющихся специалистами в разных видах ловли, хотя такое удается, конечно, не всегда. Как определить, что перед вами именно профи? Есть один достаточно надежный признак. Если продавец откровенно говорит, что в каком-то виде ловли он разбирается не очень хорошо, значит, вы пришли в правильное место, где вам действительно готовы помочь. Пусть в итоге вы даже уйдете с пустыми руками. Скажем, пришли за леской, а вам откровенно говорят, что ничего подходящего нет. Это хорошая причина регулярно наведываться в этот магазин. Во всяком случае, вы будете знать, что здесь вам скажут правду, а это очень немало. Мнению продавцов описанных двух категорий можно верить. Они сами увлеченные рыболовы и знают рыбацкие проблемы изнутри Они уважают и себя, и других, и не могут позволить себе лукавить говоря неправду или не всю правду. Конечно, везде бывают исключения, но в любом случае информация, полученная от такого продавца, будет полезна.


«Эксперты»
 

Следующая категория продавцов - одна из самых многочисленных и самая опасная для покупателей. Это люди, которые тоже ловят рыбу, но делают это от силы несколько раз в году. Их рыболовный опыт складывается из того, что раз в сезон они уезжают куда-нибудь на Ахтубу или в другие рыбные места, а потом еще несколько раз выбираются на платники. Вся их рыболовная практика составляет максимум две недели в год. На первый взгляд, в этом нет ничего страшного, но часто бывает, что после таких рыбалок у человека возникает иллюзия, что он все знает и все умеет. При этом его познания ограничиваются умением забрасывать спиннинг и знакомством с некоторым количеством приманок. Своего опыта у таких людей практически нет, они впитывают чужие знания из любых источников - бесед, разговоров, интернета, и потом вся эта информация выдается за личный опыт. Человек позиционирует себя как эксперт в рыбалке. Такой продавец обыгрывает ситуацию в зависимости от возможной выгоды. Главное для него - «снять деньги» с покупателя. У такого «эксперта» одно и то же удилище может оказаться и быстрым, и медленным в зависимости от того, что хочет услышать покупатель. Кроме того, если обнаруживается, что покупатель «при деньгах», то ему будут предлагать самые дорогие модели. Даже если человек, к примеру, собирается ловить на сильно заросшей реке, ему посоветуют удилище из высокомодульного графита. Удилище действительно хорошее, но такой графит боится малейшего скола, даже удара о ветки. Тем не менее вам будут навязывать именно его, а что с ним произойдет на рыбалке, продавца нисколько не интересует. У таких продавцов существуют отработанные приемы «впаривания» товара. Они разные, но почти всегда в них присутствует заветное слово «скидка»: «Вы походите, посмотрите, а потом приходите - я вам на 100 рублей дешевле продам». От такого продавца трудно уйти без покупки. Если нужна леска под какие-то определенные условия, а такой в магазине нет, вам тут же предложат другую, которая «еще лучше».

Самое неприятное в том, что такой «эксперт» отлично понимает, что делает. Он сознательно идет на обман. Для начинающих рыболовов такие люди просто опасны последовав их советам и рекомендациям, можно вообще потерять всякое желание ловить рыбу. К сожалению, категория «экспертов» очень многочисленная: их процентов шестьдесят, а то и больше. Распознать таких продавцов с первого взгляда очень трудно. Не имея своего опыта, они постоянно подпитываются чужим Они с удовольствием выслушают ваш рассказ о последней рыбалке, расскажут, как тоже ловили в подобной ситуации. Но это будет не их история, а кого-нибудь, кто был в этом магазине до вас. Поговорить с такими продавцами можно, часто они неплохие собеседники, но к их рекомендациям стоит относиться очень осторожно, так как их знания поверхностны. Понять это можно, если чуть углубиться в тему. Скажем, обсуждая монтаж с отводным поводком поинтересуйтесь, какой длины он ставит поводки, из чего он их делает, какую ступеньку применяет при проводке. Сто против одного, что речь «эксперта» станет путаной и у него сразу появятся какие-нибудь срочные дела.

Профаны

Последняя категория продавцов - люди, которые вообще не ловят рыбу. Из общего числа они составляют не менее 30 процентов. Они не так опасны для покупателей, как «эксперты». Они вполне могут дать вам неправильную информацию, но не специально, а просто потому, что плохо знают рыболовную специфику. Есть магазины, где продавцами работают девушки, для которых любые рыболовные названия -китайская азбука. Они вас поймут, только если вы покажете пальцем на нужный вам товар. Если вы знаете, что именно вам нужно, это вполне приемлемо, но не надо спрашивать у них совета - они просто не могут его дать.

Найди отличия

Конечно, в реальности все несколько сложнее, чем та общая схема, которую я попытался здесь обрисовать. Тем не менее, присмотревшись, можно понять, к какой категории относится человек, стоящий за прилавком. Как правило, те, кто принадлежит к первым двум категориям, не суетятся, если они что-то объясняют, то говорят понятным языком, к покупателю относятся уважительно, не с высока. А вот представители третьей категории - «эксперты» - обычно говорят сбивчиво, склонны к фамильярности, быстро переходят на «ты». Часто они стремятся расположить к себе человека, хотят показаться эдаким рубахой-парнем, своим в доску. Это должно всегда настораживать. Те, кто достиг определенного уровня мастерства и понимания рыбалки обычно сдержанны в общении с малознакомыми людьми. Зайдя в
рыболовный магазин определите для себя, чего именно вы хотите: обсудить с кем-нибудь свою последнюю рыбалку или получить четкую и достоверную информацию касательно тех или иных снастей или способов ловли Если последнее, то скажите продавцу об этом прямо. Это тоже будет определенной проверкой. Если для продавца вы прежде всего деньги, то, скорее всего, в ответ вы услышите короткую фразу: «Надумаете что-то покупать - тогда и поговорим». Если же к вам проявляют интерес и не против что-то подсказать независимо от вашей готовности к покупке - это уже хороший знак. Значит, ваши проблемы здесь небезразличны, и когда вы придете сюда что-то купить, к вам тоже отнесутся серьезно. И в заключение несколько советов. Если вам нужно получить какую-то информацию, приходите в магазин в будний день и лучше с утра. В этом случае у продавца будет возможность спокойно обсудить с вами все вопросы. А вот в выходные дни на это рассчитывать сложнее: много народу, возможности поговорить нет.

Когда вам в магазине говорят, что они торгуют только высококачественным товаром и что все их снасти и приманки прекрасно ловят, можно сразу уходить. Даже в линейках лучших мировых производителей есть удачные и неудачные модели. Бывают, кроме того, очень хорошие модели, но не подходящие для наших условий. Так что если продавец произносит что-нибудь вроде «этот воблер отлично ловит», значит, он лукавит и держит вас за профана. В больших торговых центрах, где есть много павильонов, торгующих рыболовными снастями, от продавца иногда можно услышать, что цены здесь везде одинаковые и нет смысла ходить в другие павильоны. Очень вероятно, что и в этом случае вас просто очень не хотят отпускать и, скорее всего, в соседнем павильоне та же снасть стоит дешевле. Как правило, человек, раз увлекшись рыбалкой, не бросает это увлечение и остается верен ему многие годы. Поэтому вопрос о приобретении новых снастей из числа вечных - он встает перед рыболовом снова и снова. Чтобы выбор каждый раз не превращался в мучение, постарайтесь найти «свой»
магазин, где работают люди, с которыми интересно и комфортно общаться и чьему мнению можно доверять. Помимо всего прочего, такое общение имеет ценность и само по себе. Ведь снасти, в конечном итоге, это только инструмент. Сами по себе они значат не так уж много. Гораздо более важен к ловле, ее философия, поиск своего пути в рыбалке.