• Форум
  • Карта
  • Фестивали
  • Блоги
  • Интервью
  • Конкурсы
  • Видео
  • Фото
  • Магазин
  • О нас
  • Статьи
  • Реклама
  • Контакты
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
   Вход
Рыбак рыбака
из архива
Архив номеров газеты «Рыбак рыбака»
Интернет-магазин Рыбак Рыбака
№5 Апрель 2018
Cтатьи по рубрикам
Колонка редактора Практика ловли Спорт фестивали Места рыбацкие О рыбах Снасти и снаряжение Экология и рыбоохрана Кулинария Насадки и прикормки Новости с водоемов Любопытный рыболов Стихами и прозой
 
  • Главная
  •  
  • Статьи
  •  
  • О рыбах
  •  
  • Учиться, учиться и учиться!
Напечатать

Учиться, учиться и учиться!

18.10.2009


Форум «Становятся ли рыбы умнее?»

Герасимов Владимир:
Хочу услышать мнение других рыболовов. Есть ли у вас впечатление, что рыба постепенно умнеет и гораздо реже соблазняется даже на натуральные приманки?
Гаврила М.О.
Совершенно согласен! Причем это происходит как-то сразу по всему водоему... Впору рассуждать о некоем глобальном информационном поле живой природы. Рыба не так проста - иначе давно бы выловили... А вот интересно, передается ли жизненный опыт отдельной рыбы ее потомству? По науке нет, и не только у рыб. Но уж больно быстро умнеют рыбы, иногда...
AMJ
Согласен, рыба умнеет. К примеру, на одной речке в том году ловил джиг, а в этом он вообще не работает, воблеры тоже, а сработали колебалки, которые рыба, судя по всему, просто забыла.
Водолаз
Были ситуации, когда рыба начинает игнорировать приманки, которые великолепно работали на прошлых рыбалках. Наверное, она все-таки умеет запоминать или отличать приманки, несущие угрозу.



Про рыб принято думать, что они существа примитивные и к какой бы то ни было умственной деятельности не способные. Правда, таким отношением обычно грешат люди, далекие от рыбалки. Рыбаки же, особенно обладая некоторой долей наблюдательности, сталкиваются с примерами рыбьей интеллигентности (буквально это слово и означает «благоразумие», «понимание», «способность к восприятию») практически на каждой рыбалке. Одно из проявлений высокого умственного развития рыб как раз и заключается в их способности учиться и запоминать уроки.

Несколько примеров

Доктор Фил Джи (Phil Gee) из Плимутского университета (США) научил золотых рыбок нажимать на специальный рычаг, в ответ на что в аквариум высыпалась порция корма. Когда рыбы как следует усвоили этот навык, рычаг стал давать корм не в любое время, а только один раз в сутки и в течение одного определенного часа. Рыбки очень быстро разобрались что к чему, перестали попусту жать на рычаг в неурочное время и стали собираться возле рычага точно к началу того самого заветного часа. Пару лет назад в международном журнале «Обучение и поведение животных» (Animal Learning and Behavior) были опубликованы результаты изучения… музыкальных способностей карпов. Работа длилась четыре года, на протяжении которых живущим в аквариуме карпам проигрывали различные музыкальные произведения от блюзов до классики. Оказалось, что рыбы не только могут по нескольким тактам отличить произведения разных композиторов, но даже одну и ту же пьесу в исполнении разных музыкантов. Авторы исследования пришли к заключению, что способность карпов воспринимать и анализировать музыкальные звуки вполне сопоставима с человеческой.

Еще в середине прошлого века были проведены классические опыты по изучению способности рыб запоминать и использовать «карту местности». В качестве подопытной рыбы был выбран один из видов бычков (Bathygobius soporator), который обитает в приливной зоне и во время отлива не уходит от берега, а остается в небольших лужицах Этот бычок обладает удивительной способностью: если его вспугнуть он выпрыгивает из своей лужи, но летит при этом не абы куда, а почти всегда в одну из соседних луж. Как он знает, где расположены соседние лужи и куда ему прыгать, было совершенно непонятно. Эксперимент заключался в том что одну группу бычков держали в трех небольших искусственных лужах, которые периодически заливались «приливом», а другую - в таких же лужах, но без затоплений. И те и другие при испуге, как им и положено, выпрыгивали из своей лужи. Но если первые почти всегда попадали в соседнюю, то вторые - как повезет: иногда попадали в лужу, а иногда плюхались на сушу. Объяснение этому было дано следующее. Бычки из первой группы могли во время «прилива» плавать по окрестностям и обследовать прилежащую территорию. Соответственно, у них в голове складывалась своего рода карта местности, которую они помнили и поэтому в отлив знали, где расположены соседние лужи. Вторые окрестностей не знали и такой карты были лишены, потому и прыгали наугад и часто неудачно.

Рыбак - лучший учитель

Несколько лет назад на пяти небольших озерах в Британской Колумбии ихтиологи изучали воздействие рыбалки по принципу «поймал -отпустил» на популяцию радужной форели. Рыболовный прессинг строго контролировался и составлял 8 «рыболово-часов» в день на 1 га акватории. Применялись разные искусственные приманки. Всю форель отпускали, часть при этом метили. Уже через 7 дней после начала этих упражнений уловы начали резко сокращаться и на 10-й день достигли некоего стабильного минимума, притом что количество форели в водоемах оставалось прежним. Тщательный статистический анализ результатов привел ученых к однозначному выводу: большая часть форели научилась отличать используемые приманки и перестала на них брать.

В 80-е годы в США был проведен любопытный эксперимент со щуками, которых содержали в большом пруду. Хищницам предлагали два типа приманок - металлические блесны и силикон, но в обоих случаях приманки использовались без крючков. То есть происходила поклевка, после чего рыба понимала, что схватила что-то несъедобное, и бросала приманку. Через несколько дней поклевки на железо полностью прекратились, а силикон щуки продолжали пробовать на зуб, хотя и реже. Может быть, для щуки контакт с металлом более неприятен, чем с мягким силиконом, и поэтому сильнее запоминается; может быть, причина в чем-то еще, но главный вывод состоял в том, что щуки проявили способность к обучению: они научились отличать несъедобные железки и перестали на них реагировать.

Актеры и зрители

Александр НЕЙМАРК на мой вопрос, что он думает о способности рыб к обучению, тут же описал такую ситуацию. Ловля зимой на безнасадочную мормышку. После поимки с одной лунки нескольких рыб клев прекращается. Меняешь приманку на аналогичную, но другую (по игре цвету, размеру) - ловишь еще нескольких - и снова тишина. Ситуация многим знакомая, а вывод очевидный: после нескольких поимок другие рыбы каким-то образом начинают «понимать», что именно вот эта приманка несет в себе опасность Вопрос: как они это понимают, коль скоро сами ее не пробовали? Впечатляющий случай описан в книге Б.П. Мантейфеля «Экология поведения животных» (1980, Москва, изд-во «Наука») «В августе 1968 г. в старице Москвы-реки плавала стая (штук 30) голавлей длиной 16-17 см. Они были очень активны и явно голодны. На удочку, наживленную кузнечиком бросилась сразу вся стая. Один схвативший наживку, был вытащен. На брошенную вторично наживку они бросились не сразу, а минут через пять. Третий взял наживку через 15 минут, а затем на протяжении часа ее больше не схватил ни один. Все подходили к наживке и испуганно уплывали прочь».

Получается, что у голавлей страх перед крючком с кузнечиком сформировался не на основе личного опыта, а при виде вытаскиваемых из воды сочленов стаи? Обнаружив это явление, Б.П. Мантейфель на биостанции в Кропотово на Оке провел ряд аналогичных экспериментов над различными пресноводными рыбами - голавлями лещами, ершами и др. Оказалось что всем этим рыбам достаточно от одного до трех раз увидеть, как их схвативший насадку собрат куда-то улетает из воды, чтобы эта насадка начала вызывать у них стойкий страх. Этот страх сохранялся до нескольких суток, затем постепенно угасал. Но стоило рыбам только один раз снова увидеть акт поимки как страх этот восстанавливался и уже не проходил очень долго.

Механизм такого опосредованного обучения хорошо виден из опытов В.В. Герасимова, проведенных на Беломорской биостанции МГУ. В аквариум, разделенный стеклянной перегородкой на два отсека, сажались две рыбы: в один отсек - «актер», в другой - «зритель». Затем у «актера» начинали вырабатывать условный рефлекс на зажигавшуюся над аквариумом лампу: одновременно с включением лампы в отсек подавался слабый разряд тока - и рыба убегала в дальний конец аквариума. После некоторого числа таких включений «актер» уже бросался прочь и без подкрепления током - достаточно было просто включить лампу. Само по себе это не составляло ничего примечательного - обычная дрессировка. Примечательным же было поведение «зрителя». Глядя на реакцию «актера» на включение лампы, он тоже стал бросаться в дальний конец аквариума, хотя никакого тока в его отсек и не подавалось. То есть у него тоже выработался условный рефлекс на свет лампы но если у «актера» этот рефлекс подкреплялся разрядом тока, то у «зрителя» - только зрелищем убегавшего «актера». Но самое интересное, что у «зрителя» этот рефлекс вырабатывался в 2-6 раз быстрее, чем у «актера», и был гораздо более устойчивым. Он не угасал даже когда «актера» убирали из аквариума, то есть когда ничто, казалось бы, не говорило «зрителю», что загоревшаяся лампа является знаком опасности. Рефлекс сохранялся у него после 200-300 «холостых» включений лампы и даже после перерыва в 1-3 месяца.

Опыты Мантейфеля, Герасимова и множество аналогичных экспериментов, проведенных на самых разных видах рыб, свидетельствуют о том, насколько важно в жизни рыб подражательное, или, как говорят ихтиологи, имитационное, поведение и основанное на нем обучение. Они показывают, что для возникновения в стае рыб устойчивой реакции на какой-нибудь стимул совсем необязательно, чтобы все члены стаи стали прямыми свидетелями действия этого стимула. Достаточно, чтобы таких свидетелей было несколько - остальные начинают просто брать с них пример. Благодаря высоко развитой способности к такому обучению рыбы быстро научаются избегать самых разных опасностей, от хищников до рыболовных приманок, причем эти «знания» быстро распространяются между особями популяции и сохраняются длительное время.

Таким образом, механизм опосредованного обучения позволяет пролить некоторый свет на многие подмеченные рыбаками особенности клева, такие как смена предпочтений рыбы в отношении тех или иных приманок, угасание клева при явном наличии рыбы в месте ловли его возобновление при смене приманки и многие другие.

Автор
Алексей ЦЕССАРСКИЙ
Номер выпуска
41/2009
Статью прочитало  
5039
  Рейтинг: 3.78

Назад к списку статей

Комментарии
 
Товарищ Бендер  |  18.10.2009 12:52:44
Получается скоро рыбы вообще перестанут клевать. Там где на воде много людей. А попадать на крючок только когда жор?
 
 
AMJ  |  18.10.2009 17:40:54
Товарищ Бендер,
мы постоянно придумываем новые приманки и совершенствуем снасти, так что отсутствие клева нам не грозит, только надолго ли хватит рыбы при таком прессинге?
 
 
М.С.  |  19.10.2009 09:53:10
Чтобы не сомневаться в умственных способностях и, как написано в статье – «рыбьей интеллигентности», стоит лишь вглядеться в рыбью мордашку на фото…
А, если серьёзно, с самообучением рыб сталкивался не раз. Помнится, как в деревенской речке с проглядывающимся дном стайка «умных» пескарей после выуживания на червяка нескольких своих собратьев, стала полностью игнорировать это лакомство.
Описанные научные эксперименты и примеры поведения рыб очень интересны. Но прочитав, и перечитав, статью воспринял её и в несколько ином ключе.
Веду речь к тому, что написанное заставило ещё раз задуматься о том, насколько совершенна и мудра Природа, и о том, насколько высоко в ней место Человека.
Отчего-то сразу вспомнился известный вопрос, в студенческие годы поставивший меня в тупик: «Какая разница между пчелой и архитектором?». Как выяснилось в том, что архитектор представляет, как должен выглядеть результат своего труда, а пчела – нет. Она лишь знает, куда положить очередной «кирпичек».
Некоторую, подобную, аналогию, наверное, можно провести и в отношении рыб.
При этом вызывает восхищение то, насколько логично и правильно поведение последних в приведённых примерах. Ошибок Природа, в отличие от людей, не делает.
Как рыбак, ловлю себя на мысли, что стремлюсь со своих высот понять, и потом предугадать поведение рыбы. Не отсюда ли человеческая страсть к рыбалке?..
 
 
Мать Фёдор  |  19.10.2009 12:57:34
Позвольте, все же посомневаться. Как известно, одно из определений интеллекта - это и способность к обучению. Способны ли обучаться рыбы? Несомненно, и автор рядом экспериментальных примеров дает это понять. Всем известен факт, что если кормить аквариумных рыбок в кормушке, включая предварительно свет, рыбки при появлении света собираются у той самой кормушки. Где-то в памяти завалялся пример, когда один предприимчивый председатель колхоза кормил карпов и карасей в колхозном пруду, предварительно ударяя в рынду. Звонок и мешок комбикорма послушным работником в воду с мостков. Когда к председателю наезжали высокопоставленные гости, он усаживал их на мостки с удочками и "играл на рынде" :). Но, не стоит превозносить "интеллект" рыб. На то они и рыбы, скользкие и мерзкие (с) :) На сколько долговременной может быть эта связка стимул-реакция. Любая дрессировка построена на подкреплении, положительном или отрицательном. Например, чтобы лошадь "поняла", какого поведения от нее требуется, необходимо поощрять или наказывать в течение 20 секунд, далее стимул уже будет направлен на что-то другое. Но, если не подкреплять полученный навык, лошадь "забудет" через определенное время уроки. Полагаю, что рыбы "забывают" его (урок с блесной, воблером и т.д.) еще раньше. Иначе они не стояли на столь низком уровне развития. (это условно, все классификации - лишь классификации). Отсюда практическое применение : использовать разнообразие приманок. Как пример: все перешли на резину и воблеры, оставив ржаветь проверенные годами колебалки. Теперь колебалки творят порой чудеса. :). Чем реже рыболов подкрепляет рыбу своими приманками, тем чаще они ловятся, забывая, что это был несъедобный воблер или блесна.
Я уже где-то обозначил, что тема достойна монографии, или вообще научной темы (тафтология, извините), как таковой при кафедре. :)
 
 
АйС70  |  19.10.2009 21:08:34
Прочитал тут статью в газете "Рыбалка круглый год" № 19 "Переключатель мощности" у электрических рыб", ключевая фраза в ней, касающаяся интеллекта рыб звучит так:
Цитата
...электрические рыбы, к числу которых относятся некоторые акулы, скаты, угри и другие виды, могут уменьшать энергию своих электрических импульсов, если хотят сэкономить ресурсы организма или не быть пойманными хищниками, которые чувствуют их разряды , сообщает Агенство РИА Новости со ссылкой на журнал PLoS Biology/
Кроме удивительного факта, могу лишь сожалеть о том, что наши речные рыбы не обладают таким регулятором! К примеру, поймал ты на удочку леща, он мирно признаёт своё поражение, а вот если браконьер поймал на сеть того же леща, последний включает регулятор, ну вы понимаете, какой силы должен быть разряд, чтобы человек наконец-таки понял, осознал, что он -ЗЛО!
 
 
Герасимов Владимир  |  19.10.2009 21:10:34
М.С. пишет:

Веду речь к тому, что написанное заставило ещё раз задуматься о том, насколько совершенна и мудра Природа, и о том, насколько высоко в ней место Человека.


Вы написали фантастические слова. Я начал вспоминать многие рыбалки и полностью с Вами согласен во всём. При чём это касается порактически всех видов рыб, может, только не уклеек. Но их много, все мелькают, мешают думать и обучаться....
 

  Рыбак Рыбака на facebook Сайт еженедельной рыболовной газеты Рыбак Рыбака на YouTube

Видео

Донской хищник

Ловля судака на Дону и прогулка со спиннингом в Шатрище, одном из самых красивых мест в нашем районе
Наборы воблеров для троллинга


     Участвуйте в конкурсе:
Hа лучшее рыболовное хокку
Рыбак сказал -
рыбак поймет
"Одновременно со сходом льда можно будет и день Дурака отметить, и лодки спустить."
БАМБР
Погода
Котировки
Курс ЦБ РФ
$1.00 = 74.36 руб
EUR1.00 = 90.41 руб
 

Палата мер и весов

Температура
Вес
Длина
Объем
Цельсий
Фаренгейт
Килограммы
Граммы
Унции
Фунты
Метры
Сантиметры
Дюймы
Футы
Ярды
Мили
Морские мили
1 стакан (200мл)
Баррели
Имперские галлоны
Кварты
Пинты
Мелхиседеки
Мафусаилы
Магнумы
 
Маркировка снастей и фурнитуры

Опрос

Не хватает прав доступа к веб-форме.

ИсраФиш - все о рыбалке в Израиле!
Содружество Любителей Рыбной Ловли MY-FISHING.RU.Рыбалка, вести с водоемов, отчеты, методы ловли, экипировка и снаряжение рыбака и многое другое
Клуб Активной Рыбалки
Страницы истории рыболовства. История рыболовства от начала веков до нашего времени.
Наш Рыболовный Сайт
Питерский Клуб Рыбаков
 
Форум   Карта   Фестивали   Блоги   Интервью   Конкурсы   Видео   Фото   Магазин   О нас   Статьи   Реклама  
Сейчас на сайте 82 человек
© 2009, Рыбак Рыбака

Адрес редакции: г. Москва, ул.Монтажная д.2а 
Редакция газеты «Рыбак Рыбака» тел.:  +7 (495) 280-75-69



Рыбалка, новости с водоемов Яндекс.Метрика