Вот что талая вода делает!28.04.2012
Каждый год уже, наверное, в течение лет десяти в апреле я караулю рыбу на реке Чита в одном и том же месте. И каждый год место это, при совпадении всех составляющих успешной рыбалки, работало безотказно. Это довольно протяженный участок реки между двумя перекатами, с каскадом плавных входов и выходов из плеса в плес. Дно в этом месте галечное, левый берег, затененный лесом, обрывистый, с постоянной глубиной, правый же – открытый галечный пляж с ивняком. Для дневной стоянки мигрирующего ленка и хариуса ничего лучше, казалось бы, и придумать невозможно. Но это с точки зрения рыбака, а у рыбы, вероятно, на сей счет свои взгляды.
Готовить место для весенней рыбалки по последнему льду я начинаю с середины марта. Объясню почему. Дело в том, что Красный яр, а именно так называют рыбаки данный участок реки, это всегда много наледей. За долгую суровую забайкальскую зиму вода с перемерзших перекатов заливает коренной лед много раз, и наледь бывает толщиной под два метра. Плюс метра полтора коренного льда. К концу зимы это три с половиной метра, а то и поболее. Естественно, бурить такой лед, мягко говоря, не хочется. И хорошо еще, если лед сухой, что бывает крайне редко. Обычно лед замерзает слоями, и образуется «пирог с начинкой»: метр льда – слой воды. Сверлить «пирог» крайне неприятно.
Так вот, лунки, штук шесть- семь, я готовлю заранее на всех перспективных местах Красного яра и с середины марта тщательно слежу за ними. Каждый раз, приехав на рыбалку, разбуриваю их, и каждый раз приходится наращивать ледобур удлинителем. Удлинителей в моем арсенале четыре: коротыш – 25 см, средний – 70 см, средний-2 – 80 см и метровый – «лонг». Ну и сам ледобур, швед «Мора» в классической комплектации длиной 120 см от ножей до изгиба рукоятки.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА
В свое время я увлекался аквариумными рыбками. Читал литературу, общался с аквариумистами, бегал в зоомагазин «Мотылек» за трубочником, коретрой и прочей всячиной. А самое главное, вел пристальное наблюдение за домашними рыбками. Странное словосочетание – «домашние рыбки», как собачки или кошки! Но не суть. Отсутствием аппетита мои рыбки не страдали. Стоило мне появиться возле аквариумов с фотованночкой, наполненной трубочником, как рыбы начинали толпиться у поверхности воды в предвкушении завтрака. Причем атмосферное давление или фаза луны на аппетит рыбок никоим образом не влияли. Отсюда я сделал первый вывод: рыба кормится, и всегда, при любой погоде!
Совсем другое дело – поведение рыбок днем, когда они не сосредоточены на «сейчас будет» корме. Если рыбки стояли неподвижно, рассредоточившись по углам «водоема», я делал вывод: будет дождь или снег – в зависимости от времени года. Если же в аквариуме начинались игры – значит, с погодой все о-кей! Но самый рок-н-ролл начинался почти сразу после подливания свежей воды. Обогащенная кислородом, минералами и солями струя пробуждала у рыбок самый главный инстинкт – воспроизводства. И через определенное время мои «косяки рыб» в домашних водоемах готовы были нереститься.
То же самое происходит, видимо, и в природе. Как только на реке открываются перекаты и появляются приличные забереги, хариус, ленок и таймень начинают двигаться вверх по реке к местам нереста. Свежая вода делает свое дело, точно так же, как и в домашних «водоемах».
Но в этом году что-то не заладилось на Красном яре. Все мои тщательно подготовленные лунки с начала апреля исправно работали только по гольяну и пескарю. Что, естественно, вызвало у меня раздражение. Готовил же лунки! Готовил, не щадя ни времени ни сил, а тут, вот вам, кушайте – гольян с пескарем! Хотите, яйцом залейте, хотите – так зажарьте, а хотите – коту отдайте. Так или иначе, а все ямы и плесы Красного яра забил нерестовый – жирный, желтый и чрезвычайно противный – гольян с бешеным пескарем вперемешку. Рыбалка приобрела характер «поймал – отпустил» – а чего еще было делать с этой мелочью пузатой? Я вроде как на ленка и хариуса настроился. После шока, испытанного мною на двух рыбалках подряд, стал разбираться, в чем, собственно, дело. А дело было вот в чем. Проело-таки весеннее тепло перекаты, и ток воды по реке пошел, но незначительный. Погода особым теплом не балует, по сегодняшний день включительно. О заберегах на Красном яре остается только мечтать. Их попросту нет. На берегу лежит толстый лед, а его растопит, только если среднесуточная температура будет 7–10 градусов. И держаться тепло должно как минимум дня три-четыре. Для хода ленка и хариуса, не говоря уже о таймене, в реке, а точнее, во льду просто нет места.
То есть дырочки во льду проточило ровно такие, чтобы могли протиснуться в них гольяны и пескари. Что они и сделали, заняв все свободное пространство. Гонять их на данном участке пока некому – нет хищника. Вот мелочь и выводит из себя рыбаков. Причем поклевка пескаря ничем не отличается от ленковой поклевки, а гольян с успехом имитирует хариуса. Кошмар, одним словом.
ТУКУЛАЙ
Есть место на Чите, где в нее впадает Тукулай. Это даже не речка, а ручей. О нем я вспомнил, когда анализировал ситуацию с рыбалкой на Красном яре. Рассуждал я примерно так: ручей не речка, он быстрее должен ото льда освободиться – во всяком случае, хоть какую-то талую воду в приустьевой участок Читы-Читинки пустить даже при таком минимальном тепле.
На Тукулай по открытой воде я ездил довольно часто. Осенью в устье ручья скапливается мигрирующая рыба, которую я с переменным успехом и ловил. А вот по последнему льду бывал я там крайне редко, для успешной рыбалки мне вполне хватало Красного яра.
Тукулай встретил меня весенним журчанием талой, чуть красноватой воды. А заберег на Читинке был такой, что его пришлось перепрыгивать. Толщина льда в приустьевом участке приятно удивила! Метр двадцать вместе с наледью – это насмешка какая-то по сравнению с Красным яром! За полчаса у меня было готово шесть лунок по всему плесу. Места для бурения я выбрал быстро, поскольку опыт рыбалки по открытой воде в устье ручья у меня был и географию данного плеса я вызубрил на зубок. Пара лунок на входе под перекатом, следующая пара – на боковом свале, и две штуки на выходе из плеса. Сажусь на ящик, опускаю в лунку настрой с двумя морковными обманками и замираю в ожидании поклевки. А вдруг опять гольян? Или пескарь, не дай бог! Прошло пять минут, которые показались мне вечностью. Я представил себя сидящим на ящике в устье ручья Тукулай (хоть я там и сидел), а вокруг меня прыгают жирные гольяны и пескари. От этой неприятной мысли я чуть не прозевал поклевку. Вернее, их было две: сначала сторожок чуть дрогнул, а в следующий момент уверенно кивнул. Я аккуратно подсек, опасаясь слабого трепыхания пузатой мелочи на другом конце снасти. И в то же мгновение почувствовал сопротивление хариуса! Есть! Фиолетовый красавец в нерестовой окраске запрыгал на льду. «Вот что крест животворящий делает!» – кричал Иван Васильевич в известном фильме. Мне же захотелось крикнуть: «Вот что талая вода делает!» Сразу еще и еще поклевки, и уже три хариуса на апрельском льду. Другое дело!
Рыба уверенно брала морковные и болотные «пары». Строй с одинарной приманкой тоже работал, но хуже. Вероятно, медленное перемещение двух одинаковых кормовых объектов от нижней кромки льда ко дну больше возбуждал хариусов на хватки.
Клев затих, и это заставило меня сменить лунку. Смена принесла еще пару хвостов – и обидный обрыв снасти. Не иначе в хоровод хариусы пригласили ленка, а может, он и без приглашения оказался под лункой. Приплыл, огляделся, выяснил, в чем, собственно, причина всеобщего ликования, и цап харюзовый настрой! Подсечка и обрыв внесли в мою душу успокоение – подошла нерестовая рыбка! Значит, будет удачная рыбалка по последнему льду в устье ручья Тукулай!
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ВидеоДонской хищник Ловля судака на Дону и прогулка со спиннингом в Шатрище, одном из самых красивых мест в нашем районе ![]() ![]() Рыбак сказал - рыбак поймет "Одновременно со сходом льда можно будет и день Дурака отметить, и лодки спустить." БАМБР ![]() Погода
Котировки
Палата мер и весовТемпература
Вес
Длина
Объем
ОпросНе хватает прав доступа к веб-форме. |