22.06.2016

О рыбалке в Норвегии я знал практически все, несмотря на то, что самому мне там никогда еще рыба­чить не приходилось. Просто большое количество моих товарищей уже давно проложили дорожку в этот красивый край, и настолько увлеклись морской рыбалкой, что ездят туда практически ежегодно. Пару раз я готов был к ним присоединиться, но планы рушились, и поездка срывалась.


ЕДЕМ!

Я и в этом году не планировал ры­бачить в Норвегии, но тут на родном мне сайте fishband.ru увидел объявление, что есть возможность съездить в Норвегию по относительно бюджетному варианту. На автомобилях. Домик в Норвегии за­бронировали, но у парней распался кол­лектив. Мой друг Сергей был в Норвегии много раз. Он и уговорил меня открыть для себя эту страну.

Для расширения рыболовных гори­зонтов такая поездка просто необходи­ма. А еще меня подкупало то, что по пути в Норвегию нам предстояло пересечь Финляндию и Швецию. Когда еще пред­ставится возможность посмотреть, как там живут люди!

В итоге, сложился коллектив из ше­сти человек. Мы планировали за два дня на двух машинах с ночевкой в Финлян­дии добраться до нашего фьорда.

Покупать много снастей не при­шлось: товарищи снабдили меня и не­обходимым снаряжением в виде спин­нингов и катушек, и нужными по их мнению приманками. Я лишь купил один пилькер отечественного производителя и пару приманок. И еще я решил взять с собой спиннинг для ловли джигом до 5 унций и набрал двух- и трехунцовых джиг-головок да чебурашек, не забыв приложить к ним несколько пачек обыч­ной резины.

 

ДОРОГА

Дорога до Питера показалась иде­альной. Объездная вокруг Вышнего Во­лочка – просто современный автобан. Да и вообще, до границы с Финляндией дорога очень хорошая. Границу пересе­кали в Брусничном, что заняло у нас не больше пяти минут.

Нам предстояло проехать еще 230 километров до городка Ювяскюля, где у нас был забронирован отель.

Что сразу бросилось в глаза, так это полное отсутствие на финских дорогах таких автомобилей как Porshe Cayenne, Land Rover, BMW с разными иксами и т.п. А еще скромные симпатичные деревян­ные домики. Никаких огромных коттед­жей за высокими заборами. Природа не отличается от нашей карельской, а иной раз мне казалось, что мы вообще едем по средней полосе России. Лишь указате­ли на финском говорили о том, что мы не дома. Ну и неогороженные однотипные красные деревянные домики.

Поразило огромное количество ка­мер видеофиксации превышения скоро­сти. При этом категорически запрещены авто-радары. Если найдут, отнимут и выпишут штраф 250 евро. Часто огра­ничение скорости до 80 километров. Не­смотря на это, мы довольно быстро до­брались до нашего отеля. Впервые видел отель, где нет персонала. Ресепшн про­сто отсутствует. При бронировании ты оплачиваешь отель, а тебе за 8 часов до заселения скидывают на телефон цифры дверного кода от твоего номера.

Завтракали в местной сети ресто­ранов быстрого питания «ABC». Даже не знаю, с чем у нас сравнить. Этакий швед­ский стол за фиксированную сумму с не­ограниченным подходом. Еда вкусная, и мы трапезничали только в этих заведе­ниях. Как формируется цена в зависимо­сти от времени суток, я так и не понял. Минимум 8 евро за завтрак и максимум 14 евро за обед, но ты заказываешь блю­до по меню, при этом весь буфет твой. Просто буфет, без блюда, – 10 евро. А там и жареная красная рыба, и мясо, и много другой закуски. Оказывается фин­ны делают и свой квас, мне понравился.

Рядом обязательно заправка. Сто­имость литра 95-го бензина в Финлян­дии 1,4 евро. Также в Финляндии есть сеть супермаркетов PRISMA, с которыми очень часто соседствует ресторан ABC. Там мы пополнили наши запасы про­дуктов на будущую неделю. Сыр, мясо, масло, картошка. Цены на сыр ниже, чем у нас, а в целом цены сопоставимы с на­шими. Удивительно, но несмотря на то, что был выходной, на многочисленных финских озерах рыбаков я не видел.

 

О том, что мы пересекли границу Швеции, я понял только тогда, когда увидел магазин IKEA. Рядом с ним был водопад на реке, где народ с сачками ак­тивно ловил рыбу. Только народ явно не местный. Это были первые (и последние) люди арабской наружности, которых мы видели за время пути. И практически тут же нас ослепила яркая вспышка фото- камеры. Превышение скорости! Правда, никаких штрафов нам никто не предъ­явил. В Швеции тоже есть камеры, но стоит свернуть с трассы на второстепен­ную дорогу, и они пропадают.

Швеция - страна непуганых оленей и лосей. Не зря почти все шведские ма­шины оборудованы дополнительными галогеновыми фарами. Олени и лоси про­сто бродят около дорог и ничего не боят­ся. Сначала природа Швеции на нашем пути не сильно отличалась от финской, но чем дальше мы двигались на север, тем суровее она становилась. В отличие от Финляндии, в Швеции на многочис­ленных водоемах рыбаков хватало. Как и многочисленных кемпингов для отдыха. Вообще в Скандинавии очень популяр­ны путешествия в домах на колесах. Они очень часто попадались нам на пути, да и на многочисленных площадках для отды­ха их всегда хватало. Несмотря на теплую погоду и конец мая озера на севере Шве­ции были еще во льду. А сами шведы воз­вращались со снегоходами на прицепах с близлежащих гор.

     За этими самыми горами нас ждала Норвегия. Вскоре мы обнаружили перед собой Норвежскую таможню. Правда, без таможенников. Ночью они спят.

 

Норвегия покорила с первого взгля­да. Точнее с первых километров горной дороги. Пейзажи великолепные. Море, горы, фьорды. С одной стороны перевал в Швеции, люди катаются по скалам на снежиках, а по другую сторону гор все цветет.

     Как и гостиницы, заправки тоже обходятся без персонала. Никаких денег никуда не вставишь, только карты. При этом с карты списывают двойную сумму. Зачем – непонятно. Возвращают назад в течение трех дней. Бензин в Норвегии оказался сравним по цене с бензином в Финляндии.

     Норвегия удивила количеством тоннелей, прорытых в горах. Добираясь до места, мы проехали как минимум десяток тоннелей разной длины. Тон­нели совсем не похожи на наши. Стены практически не обработаны – лишь в некоторых местах висит защитная сетка от падения камней – и довольно узкие. Никаких камер, а разрешенная скорость в этих тоннелях может быть 100 киломе­тров в час.

     На месте мы были в три часа ночи. Дорога заняла ровно двое суток.

 

ОСОБЕННОСТИ НОРВЕЖСКОЙ РЫБАЛКИ

     Вид с террасы нашего коттеджа в местечке Sorfjord Kobbelv оказался по­трясающим. Даже спать перехотелось, захотелось выйти на берег и попробо­вать поймать первую норвежскую рыбу. Друзья отговорили.

     Утром пришел хозяин и на чистом норвежском объяснил нам, где брать бензин и как обращаться с лодкой. Заве­сти наш мотор ему удалось быстро, что меня порадовало, так как имелись аген­турные сведения, что мотор этот глючит.

     Нас в лодке трое: я, мой друг Сер­гей, который был в Норвегии много раз, и Олег – такой же новичок в норвежской рыбалке, как и я.

     Знаете в чем заключается основная норвежская рыбалка? Вы опускаете на дно пилькер определенного веса, над которым висит гирлянда из дополнитель­ных приманок, напоминающих червяков. И просто дергаете эту гирлянду над дном, или в других слоях воды, пытаясь найти и соблазнить рыбу. Я знал, в теории, что меня ожидает, да и приходилось мне до этого ловить в отвес. Но когда мы встали по совету Сереги на глубине 100 метров, а я опустил на дно пилькер весом 500 грамм и стал взмахивать спиннингом, мне стало смешно. Глубина сто метров, пилькер полкило и ты стоишь в лодке и дергаешь спиннинг с редкими паузами.

Но когда я представил, что ближайшие шесть дней мне предстоит именно такая рыбалка, стало не до смеха.

Правильный дрейф выводил нашу лодку со ста метров на двадцать. Когда выматываешь приманку постепенно, это не так утомляет, как когда приходится тащить ее с большой глубины. Особенно если ты только ее опустил, а на крючок попалась мелкая сайда и ты даже не по­нял, как это произошло. Просто в оче­редной раз взмахнул спиннингом, а там на конце что-то не так. Просто стало чуть тяжелее. Именно так я поймал свою пер­вую сайду. А вот первую рыбу поездки поймал Серега и это была треска.

Мотор у нас все-таки глючил, и при­шлось вернуться на базу, благо она была рядом. Нам поменяли аккумулятор, и мотор стал лучше заводиться.

Вновь пошли рыбачить и даже пой­мали несколько сайд, но подошло время отлива, а, говорят, в это время клев осла­бевает. Да и уставшие мы были с дороги, поэтому принимаем решение вернуться на базу. А там сюрприз. Вторая команда сделала картошку-пюре и пожарила све­жей рыбки. Ужин был великолепен!

 

САЙДОВЫЙ КОТЕЛ

На второй день опять с трудом за­вел мотор. На воде штиль. Недалеко от базы кружат чайки. Ну не могут они про­сто так кружить! Решаем рулить туда и обнаруживаем настоящий котел. Рыбы хороших размером показываются над водой и очень быстро перемещаются. Понятно, что никакими тяжелыми пиль­керами эту рыбу не взять. Но у меня с со­бой был спиннинг до 150 грамм и разные приманки. Суечусь, спешу, боюсь, что ко­сяк уйдет. Поставил катушку «Нельма» и повесил поппер. На поппер не реагирует. Ставлю вертушку MEPPS пятый номер. Забрасываю, только успеваю завести ее, как тут же ощущаю мощный удар. Не успеваю мотать катушку за рыбой. А ведь хотел взять обычную мясорубку.

Но все равно достаю отличную сай­ду. Котел оказался сайдовый. При этом и размер сайды порадовал, и то, как она сопротивляется. Реально быстрая и силь­ная рыба.

Погнула вертушку так, что теперь ее трудно завести. Ставлю небольшой муль­типликатор вместо «Нельмы» и вешаю кастмастер. У Олега с собой нет легкого спиннинга, но у меня есть тяжелый каст, и он ставит его. Серега, скучая, сидит и ловит в отвес. А у нас началась рыбалка. Сайда ловилась, конечно, не с каждого заброса, но исправно. Как только на­чинался дождь, рыба прекращала про­являть себя на поверхности, дождь пре­кращался – и сайда вновь появлялась. Как только штиль закончился и начался ветер, сайда ушла с поверхности совсем, но было понятно, что она где-то тут.

 

КОГДА ЭХОЛОТ СХОДИТ С УМА

Идем вновь на точку, где ловили вчера в отвес, и с глубины 80 метров ловим морского окуня. Красивый, глаза­стенький. Я визуально запоминаю точку и возвращаюсь на нее вновь. И на новом проходе снова ловим морских окуней. Конечно, они бывают крупнее, но нас и эти радуют. А еще радует то, что мы нашли место скопления окуней, и я на глубине сто метров чувствую поклевку. Реальная окуневая поклевка. Практиче­ски всегда я угадывал, что тащу именно окуня, а не сайду или треску.

     Один раз только ошибся, когда под­нял на поверхность морского налима. Го­ворят, что он часто червивый и поэтому не пользуется у рыбаков популярностью. Зато мы расширили список пойманных рыб.

     Второй день ловли, а мой пилькер отечественного производства выглядит так, будто пролежал на морском дне два месяца. Но ловить пилькерами мне хо­чется все меньше. Сайдовые котлы обра­зуются все чаще, да и в верхних слоях мы с помощью эхолота стали ее находить. В таких местах эхолот сходит с ума и при глубине 200 метров показывает, что под тобой десять.

     Тут отлично работал джиг. Джиг- головка 58 грамм с резиной Awaruna не оставляла сайду равнодушной. Забра­сываешь и даешь опуститься приманке метров на 30-40? а затем начинаешь ее подматывать делая резкие ускорения. Как мне показалось, сайда любит атако­вать быстрые объекты, она и сама бы­страя. Рыбалка из нудной превратилась в веселую и увлекательную.

     Олег тоже оснастил легкий спин­нинг, только его спиннинг был реально легким, с тестом до 20 грамм. Но и вы­важивать таким удилищем даже некруп­ную сайду одно удовольствие. Сергей же ловил в отвес и периодически вытаски­вал по нескольку сайд за раз, иногда по­падалась и треска.

Периодически и мы переходили на ловлю в отвес, но так как ветер стано­вился все тише, то и дрейфа никакого не стало, а ловить на одном месте перспек­тив мало.

     Встаем под скалу с резким пере­падом глубин и где есть хоть какой то ветерок. Вешаю вместо джиг-головки чебурашку 60 грамм, а на нее – подве­ску: большой крючок с надетой на него большой силиконовой красной трубкой.

     Удар был такой силы, что я с трудом удержал спиннинг. Что это серьезная рыба, было ясно сразу. Тем более, у меня была всего одна приманка. Это когда их гирлян­да, то непонятно что ты тащишь, одну круп­ную или несколько мелких. А тут все ясно.

     Несколько минут борьбы – и на поверхности появляется сайда, да ка­кая! Если бы не электронные весы, я бы всем говорил, что в ней 15 килограмм. На деле оказалось почти девять, что, со­гласитесь, тоже неплохо. Эта рыба оказа­лась самой большой из всех пойманных нашим коллективом за шесть дней.

 

СТАРЫЙ ДОБРЫЙ ОТВОДНОЙ

     Конечно, весело тащить по пять ры­бин за раз, но даже при ловле на пильке­ры я решил снять все эти ставки, чтобы понимать сразу, какого размера рыба у тебя клюнула.

     А вот отводной, который я смасте­рил для ловли с причала, – совсем дру­гое дело. Как оказалось, сайда предпочи­тает небольшие приманки. С отводным она чаще ловилась именно на двухдюй­мовый твистер, чем на джиг-головку с трехдюймовой резиной.

Наблюдал своими глазами атаку трески на джиг, в тот момент когда подта­скивал к берегу позарившуюся на твистер сайду. Треска тоже шустрая рыба, но при вываживании не оказывает практически никакого активного сопротивления. Такое впечатление, что ты просто тащишь пакет с водой. Иногда очень тяжелый.

     За ловлей сайды и прошли оставши­еся дни. Иногда мы выходили на окуне­вую точку, ловили окуня, и там же пой­мали говорящую рыбу, опознанную, как серый морской петух. Она, похоже, не­прилично на нас ругалась по-норвежски. А еще Олег поймал люра – это сайда, которая напомнила нам судака.

     На джиг с отводным ловилась не только сайда, но и треска, которую мы нащупали в одном месте. Но треска не­крупная, до 5 килограмм. Правда один раз две такие сели у меня сразу на джиг и отводной, но достать я смог только одну, вторая оборвала леску 0,45 мм.

     А в это же время наши друзья, но чуть севернее от нас, ловили треску по 15-18 килограмм, да по три штуки сразу. Но у меня лично не было ни малейше­го желания ловить в отвес на тяжелые пилькеры с большой глубины.

     В общем, Норвегия подарила нам рыбалку, которая мне доставила боль­шое удовольствие. И пусть я не поймал реально трофейную рыбу, не увидел жи­вую зубатку и палтуса, рыбалкой я остал­ся доволен на все 100%.

     Но если вы спросите меня, поеду ли я еще раз в Норвегию на рыбалку, то честно вам отвечу – не знаю. Если и по­еду, то точно не ради рыбалки. А просто в путешествие по красивым местам в хо­рошей компании.

     Ну а для тех, кому интересен бюджет поездки, скажу, что с визой, раскладкой и бензином как на дорогу, так и на лодку все расходы получились в районе 45000 рублей. Конечно же без учета покупок вкусного финского сыра для домашних.

Константин АЛЕКСЕЕВ



КСТАТИ

ВИЗА

С визой можно, конечно, попы­таться сэкономить: самому заполнить анкету и отнести ее в посольство. Но проще отправиться в визовый центр, который находится на Шаболовке, и поручить им оформление всех доку­ментов. Моя виза была готова через два дня, но так как я впервые ехал в Норвегию, дали ее всего на месяц.

 

ТАМОЖНЯ

     Ввоз крепкого спиртного в Фин­ляндию ограничен. В переводе на водку получается два литра. Но если у вас перебор, то вас не арестуют, просто заплатите пошлину. Главное, это самое спиртное не прятать. Но, как правило, вы не представляете особого интереса для финских погра­ничников. К нашим машинам даже не подошли.



Мы в Google+