За осенней форелью25.09.2013
В центральных регионах сейчас ловлей форели, особенно радужной, спиннингиста не удивишь. Ее без особых усилий и за вполне умеренную плату можно поймать даже в пригородном платном пруду. В наши края форелевые платники пока не добрались, поэтому ловить форель приходится по старинке – в «секретных» горных речках.
Местная форель давным - давно одичала, и ощущения от ее ловли совсем другие, чем от ловли ее одомашненных соплеменниц. Спиннингистов, умеющих ловить азиатскую форель, немного, и к ловле этой нарядной рыбы мы относимся так же трепетно, как и лет двадцать назад, когда никаких форелевых платников и в помине не было.
Для нас ловля форели что-то вроде священного ритуала. Готовимся целый год, выезд планируем так, чтобы можно было торжественно открыть сезон, не спеша половить, а потом спокойно подвести итоги. Как и в прежние годы, первая вылазка была в начале сентября.
Ранним утром, почти в темноте, команда из двух спиннингистов отправилась на форелевую речку. Как я заметил, реки, впадающие в Чарвакское водохранилище, в нижнем течение очень быстрые из-за значительного перепада высот, в среднем же и верхнем течении они обычно гораздо более спокойные. Наша речушка не была исключением, поэтому первые километра два горная тропа шла круто вверх и далеко от берега, и только потом повернула к реке. Вскоре мы подошли к первому известному мне уловистому месту. Ухожу с тропы, осторожно спускаюсь по крутому склону, приближаюсь к повороту русла, где струя переваливает через плоский валун и разливается по широкому и глубокому плесу. Правый его берег – отвесная скала, а от левого тянется отмель с мелкой галькой. Заброс в глубокую струю вдоль каменной стены – форели нет, пара забросов на отмель – результат тот же. Странно, прежде я обязательно ловил здесь форельку, часто на первом же забросе, иногда на десятом; бывало, попадалась и парочка, но так, чтобы ни одной – такого еще не было. Задержался дольше обычного, обкидал плес вдоль и поперек – и ушел ни с чем.
Речка совсем небольшая, течение быстрое, мест, подходящих для стоянок форелей, немного, и, кажется, я знаю их наперечет. Даже если какую-то рыбку потревожили или выловили, то подходящие укрытия пустыми долго не остаются, их тут же занимают недремлющие конкуренты. Поэтому во всех привлекательных местах непременно случались или хватки, или хотя бы выходы. Так было всегда, но не в этот раз, хотя мы уже прошли более половины привычного маршрута.
Еще через пару километров добрались до самого большого омута на речке – из валунов и камней образовалось что-то вроде подводной плотины, глубина на подпоре здесь достигает двух метров, в то время как средняя глубина речки сантиметров тридцать. Место это знаковое – именно здесь случались поклевки самых крупных экземпляров, в итоге, правда, ни одна форель так и не доходила до берега: все заканчивалось сходом или обрывом. Но в этот раз опять не повезло – мои воблерки рыба проигнорировала. Хотя близ левого края плотины под камешком я все-таки заметил мечущиеся лиловые тени – такими сквозь толстый слой струящейся воды и поляризационные очки видятся форели зачетного размера.
Полдень, жара. Пройдено уже около десяти километров, а мы все еще без рыбы. Напарник ушел далеко вперед, я же решил проверить несколько омутков в каскаде невысоких водопадов. По скользким валунам добрался почти до середины речки и забросил приманку в мощную струю после слива последнего водопада. Салмовский Hornet 2 S шел очень напряженно, временами проваливался в воздушно-водяную смесь. И как только воблер опять попал в тугую струю, произошла хватка. Это не был обычный хлесткий форелевый удар, рыба, казалось, просто повисла на единственном тройнике воблерка.
Первые ощущения – попалась мелочь. Форель быстро сообразила, что что-то здесь не так, и совершила мощный спурт вниз по струе, несколько раз высоко выпрыгнув из воды. Однако экземпляр вполне зачетный, граммов четыреста будет! Прыгая с валуна на валун и рискуя свалиться в воду или еще хуже – сломать ногу, спустился к бьющейся рыбе и вывел ее на небольшое мелководье, где без особых проблем взял прямо в руку. Фото на память.
Почин есть. Но дело уже идет к вечеру, а до базовой стоянки топать больше десяти километров по горному «асфальту». На обратном пути быстренько проверил заветные места, но так больше ничего и не поймал.
На следующее утро вверх по реке я отправился уже один: напарник стер ноги и остался в лагере. В быстром темпе я двинулся к верховьям реки на разведку новых мест. Однако и там меня ждало разочарование – форели не было. Выше нескольких основных притоков река была совсем маловодной: кое- где она протискивалась между валунами в щель шириной всего 40–50 сантиметров. В бочажках появились стайки пятнистых османов – явный признак того, что здесь их некому «кушать». И я повернул назад. Но одно обстоятельство мое возвращение сильно ускорило: прямо на тропе у реки я обнаружил кучу помета, состоящего из косточек шиповника, боярки и ежевики. Лесник когда-то научил меня, что такие следы оставляют тянь-шаньские бурые медведи, спускающиеся с гор в приречные заросли, чтобы подкормиться плодами и ягодами, а встреча с мишкой, пусть даже и вполне мирная, в мои планы не входила.
Солнце уже готовилось спрятаться за отвесную скалу правого берега, когда я подошел к одному приметному камню, лежащему посередине реки. Часто именно за этим камнем я ловил то одну, то две форельки, поэтому и в этот раз не мог пройти мимо и не сделать пару забросов. Удачно падающий свет и поляризационные очки позволили мне увидеть то, что я раньше там никогда не видел: за камнем стояла стайка из 6–8 форелей разного калибра – от 50 до 300 граммов! Заброс – форельки вроде воблерком интересуются, но атаковать не спешат. Еще несколько забросов – никакого интереса к приманке, но рыбки меня не испугались, а продолжают парить в воде и время от времени всплывают к поверхности за каким-то невидимым мне кормом.
Эксперименты со сменой приманок не помогли. Разочарованный ухожу от камня, машинально вновь посылаю воблер в сторону плеса. И чудо случилось – форелька под 400 граммов «тяпнула» мой воблерок на самой быстрой струе! Быстро стемнело, и развить успех не удалось.
Две форели за два дня – такого мизерного улова у нас еще не было. В прежние времена за день ловили до десятка рыбок. Фактор беспокойства на активность форели повлиять вряд ли мог, так как река практически безлюдная, наш брат рыболов там редкий гость. Может, пассивность рыбы связана с переходом ее на другой корм (в этом году развелось много каких-то гусениц), и она просто сыта, а может быть, с тем, что стоит почти еще летняя жара. Посмотрим, как оно будет дальше. Очередную вылазку за форелью запланировали на конец октября. Будет уже прохладно, и даже может выпасть первый снег, но радужной форели аппетит это не испортит. Мы в Google+ Рыбак-Рыбака
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ВидеоДонской хищник Ловля судака на Дону и прогулка со спиннингом в Шатрище, одном из самых красивых мест в нашем районе ![]() ![]() Рыбак сказал - рыбак поймет "Одновременно со сходом льда можно будет и день Дурака отметить, и лодки спустить." БАМБР ![]() Погода
Котировки
Палата мер и весовТемпература
Вес
Длина
Объем
ОпросНе хватает прав доступа к веб-форме. |