
Так в чем же дело? Почему на ведущих телеканалах вдруг стало так активно муссироваться введение платы за рыбалку, а газеты запестрели заголовками, в которых опять же лейтмотивом звучала все та же тема? Объяснения могут быть разные, хочу предложить свою версию, хотя она вполне может показаться кому-то типичным параноидальным бредом.
Итак, факты. Январь-февраль: шумиха в СМИ по поводу платной рыбалки, незабываемая встреча главы Росрыболовства Крайнего с Путиным, показанная по Первому каналу, и т.д. Крайний и его зам Савельев неоднократно в интервью и на пресс-конференциях твердят о том, что никакой платной рыбалки никто не вводил и не собирается вводить, и это только подогревает возмущение рыбаков, которые видят, что их дурят самым наглым и бессовестным образом.
26 марта: 20 тысяч рыбаков в разных городах выходят на митинги, собрано в общей сложности около 30 тысяч подписей под обращениями к Путину и Медведеву.
29 марта председатель думского комитета по экологии Евгений Туголуков заявляет: «Считаю, что нужен отдельный федеральный закон "О любительском и спортивном рыболовстве"». А уже самое позднее к 15 апреля – мне это известно доподлинно – Росрыболовство рассылает готовый проект этого нового закона в свои территориальные управления.
Дальнейшее известно. В Госдуме начинает работать специально созданная рабочая группа, в которую включены «представители общественности», а Росрыболовство тем временем тихим сапом дорабатывает свой проект и вносит его в Правительство.
Обратите внимание на сроки. 29 марта впервые озвучивается идея нового закона, а спустя всего две недели у Росрыболовства уже готов проект этого нового закона. Ясно, что работа над проектом началась в этом ведомстве значительно раньше. Вопрос – когда? Не менее интересный вопрос – зачем?
Начнем со второго. Действующий закон о рыболовстве, в той его части, которая служит правовым обеспечением взимания платы за рыбалку на РПУ, основан на неправомочном объединении платы за услуги и права распоряжаться водными биоресурсами. В Росрыболовстве не могли не понимать, что долго такая уродливая правовая конструкция не проживет и рано или поздно дотошные граждане завалят суды и прокуратуры жалобами и заявлениями, не замечать которые будет все труднее. Это, собственно, и происходит, и уже есть прецеденты успешного отстаивания рыболовами своих прав в судах. Одним словом, систему надо было спасать, для чего и потребовался новый закон о любительском рыболовстве.
Когда он был подготовлен Росрыболовством? Можно предполагать, что примерно тогда же, когда и поправки к закону о рыболовстве – в 2010 году.
Но протолкнуть по-тихому закон, который бы в ясной и недвусмысленной форме вводил в стране платную рыбалку, было нереально. Тем более в предвыборный год. Поэтому и была проведена операция, которой можно дать название «Демократия в действии».
Операция состояла из трех этапов. На первом с помощью прессы и телевидения были спровоцированы массовые протесты рыбаков, которые затем вылились в митинги. На втором власть «услышала» народный гнев и «пошла навстречу требованиям трудящихся», остановив конкурсы и предложив вместе с общественностью разработать новый закон о любительской рыбалке. Задача третьего этапа – создавать видимость сотрудничества с рыболовами, а на самом деле продвигать свой законопроект и при этом затянуть дело, с тем чтобы перенести окончательное решение вопроса на послевыборный период – скорее всего, на 2012 год, на весеннюю сессию Госдумы.
Вот примерно так мне это все видится. Получается, что на митинги рыбаки вышли как бы и не совсем по своей воле – их к этому подтолкнули. Согласен: осознавать себя игрушкой в руках кукловодов из Росрыболовства не очень приятно. Ну хотя бы кукловоды высокопрофессиональные.
А если серьезно, это всем нам урок: нельзя недооценивать оппонентов, а главное – серьезность их намерений.