
На днях Кирилл Андреев в дебатах в блоге Герасимова посетовал, что мало, дескать, нам известно о дальневосточных рыбах, упоминаемых в статье Е. Кузнецова. Одна из этих рыб, и на мой взгляд очень интересная, – это змееголов. Вот про него и напишу.

Латинское название амурского, или северного, змееголова – Сhanna argus (Cantor, 1842). В научной номенклатуре в скобках положено указывать фамилию ученого, который впервые дал научное описание данного животного, и год, когда это произошло (то есть, было опубликовано). В случае со змееголовом таким ученым был датский врач, зоолог и ботаник Теодор Эдвард Кантор (1809-1860). В качестве сотрудника Британской East India Company он много работал на островах Малайского архипелага, в Китае и в Индии и описал большое количество неизвестных в то время науке видов животных, в том числе и змееголова. Змееголова Кантор поймал на китайском острове Чусан и описал его под именем Ophiocephalus argus (Ophiocephalus дословно и переводится как змееголов). Сделал он это в книге «General features of Chusan, with remarks on the flora and fauna of that island», вышедшей в Лондоне в 1842 году.
Позднее – в силу изощренных правил приоритета научных названий – Ophiocephalus заменили на Сhanna.
Род Channa включает около 30 видов рыб, которые по общей форме довольно схожи между собой, но могут сильно отличаться по окраске и размерам. Есть среди них и очень крупные – например, змееголов-бычий глаз, достигающий длины 182 см и веса 30 кг, или гигантский змееголов (130 см, 20 кг).


А есть и совсем крошки, многие из которых красиво раскрашены и популярны у аквариумистов.
Все виды этого рода происходят из Юго-Восточной Азии, но очень многие были расселены за пределы своего исходного ареала. Крупные виды в Европе, США, Австралии и Новой Зеландии считаются крайне опасными для местной фауны вселенцами и ввоз их и торговля строго запрещены.
Амурский змееголов – это рыба, перевоз и торговля которой подвергается в мире, пожалуй, самым жестким запретам. Особенно напуганы этим оккупантом в США, где «нашествие змееголовов» в 80-х годах стало чуть ли не национальной катастрофой. Началось все, как водится в таких случаях, с аквариумистов. Подержав привезенных из Старого Света змееголовов в аквариуме и благополучно скормив им всех его обитателей, любители рыбок выпускали этих хищников в ближайшие пруды, где те легко осваивались и, обладая способностью ползать по суше, быстро расселялись по разным водотокам. Чтобы их остановить, водоемы, в которых были замечены змееголовы, тотально вытравливались ротеноном – специальным рыбьим ядом. Местное население было сильно недовольно, настолько что в штате Нью Йорк, например, случалось перед очередной затравкой даже приводить в повышенную готовность полицию.
Но, как известно, что для русского хорошо, то для немца смерть: в нашей стране змееголова никто не только не боялся, а, наоборот, делались попытки его акклиматизировать в Европейской части. В 1940-50-е годы змееголова пытались заселить в пруды под Екатеринбургом (тогда Свердловском), в реку Урал и даже в дельту Волги. К счастью эти попытки почему-то не увенчались успехом. В 1949-50 гг. змееголовом зарыбили несколько прудов под Москвой, и в 1963 году сообщалось о поимках змееголовов в пудах под Подольском. Куда они потом подевались, неизвестно. Думаю, что спасли страну тамошние рыбаки-любители.
Гораздо более успешно акклиматизация амурского змееголова проходила в начале 60-х годов в бассейне Аральского моря. Произошло это случайно: в 1961 г. завезли по недогляду вместе с амуром и толстолобиком в пруды одного из рыбколхозов в бассейне Сыр-Дарьи. В 1964 змееголовы сбежали и вскоре стали ловиться на спиннинг в Сыр-Дарье.
Точно таким же образом – из рыбоводных прудов – змееголов попал и в Кашка-дарью в Узбекистане. Сегодня змееголов – обычная рыба в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. О том, как его ловить с помощью спиннинга в РР не раз рассказывал проживающий в Ташкенте Иван Бедрицкий.

Змееголов – прожорливый хищник. Что называется, top predator. «Топ» здесь означает вершину пищевой пирамиды водоема: он всех ест, а его уже есть некому.
(продолжение завтра)